РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ -
Страницы истории
|
14.11.2012 21:43 |
Фонари в калужском городском ландшафте, коллаж из фрагментов
открыток с видами г. Калуги в начале XX века
Олег Федосеев
КАК «ОФОНАРЕЛ» БЛИЖНИЙ КОЗЕЛЬСКИЙ ПРИГОРОД
Более ста лет назад была впервые освещена фонарями дорога, ведущая к железнодорожной станции "Козельск"
1 января 1900 г. было открыто движения поездов по участку Данково-Смоленской линии, на которой находится Козельск, Слаговищи и другие станции. Железнодорожное сообщение теперь связало Козельск со многими другими городами России. Новая железнодорожная линия, принадлежавшая частной Рязанско-Уральской железной дороге, была в основном построена в 1898 г., а её главным предназначением было осуществление транзитных перевозок хлеба к портам Рига и Либава. Заметим сразу, что в первые дни нового века железнодорожная станция появилась не в самом городе, а лишь по соседству с Козельском. Это сейчас вокзал и прилегающий к нему район не считается даже городской окраиной. Тогда же, чтобы добраться до вокзала, надо было преодолеть немалое расстояние по дороге до вокзала уже за городской чертой. Поскольку дорога к станции шла по козельского пригороду вне города, то её освещение городские власти не очень то заботило. Темнота на дороге создавала большие неудобства для пассажиров, прибывающих по "железке" в Козельск и горожан, спешащих на станцию в тёмное время суток.
|
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
|
390
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ -
Страницы истории
|
12.11.2012 12:52 |
Территория стадиона в г. Козельске – место, где по мнению В.Н. Зубкова в Средние века
находился речной порт и рынок при нём, фото С. Рябов, август 2012 г.
Кандидат исторических наук Владимир Николаевич Зубков
КОЗЕЛЬСК В VIII - IХ ВЕКЕ — СТОЛИЦА
ЖИЗДРИНСКОГО ВОДНОГО ПУТИ
Основным обстоятельством, влиявшим на историю Козельска в рассматриваемое время, была торговля. В результате арабской экспансии в VII—VIII веках, доступ европейцев в Средиземное море, Византию и Передний Восток был нарушен. Это привело к небывалому оживлению Великого Волжского пути. Он стал основной дорогой, соединившей Европу и Азию. Размах торговых отношений в зоне Волжского речного бассейна обеспечивала баснословная прибыль, достигавшая иногда 1000%. Этому способствовало сложившееся разделение труда, неравномерное распределение сырьевых ресурсов, неравновесность рынков.
Между Днепровским и Волжским водными путями были три, связывающих их, системы «волоков»: Жиздринский, Угринский и Вазузский. Жиздринский был самым коротким и самым популярным. Судьба включила живших по Жиздре вятичей в бурную международную торговлю. По Жиздре и Вытебети, от Козельского порога до волока, района «Девяти дубов», образовалась особая область с укрепленными городками, дорожными станциями, лоцманской службой, складами, купеческими гостевыми домами, пристанями.
|
Читать дальше
|
|
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ -
Страницы истории
|
31.10.2012 11:23 |
Мы продолжаем публиковать материалы, рассказывающие о Козельском ремесленном училище. О нём мы уже рассказывали здесь и здесь. На этот раз вашему вниманию предлагается выступление на научной конференции, посвященной 90-летию ГУ «ГАКО» (октябрь, 2009 г.) А.Н. СЕНЬКИНОЙ. В её основу положены материалы Государственного Архива Калужской области (ГУ ГАКО). Ныне Алла Николаевна является деканом юридического факультета ФГБОУ ВПО Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (г. Калуга) (об академии здесь). Мы благодарим А.Н. Сенькину за разрешение поместить у нас её замечательную статью.
Территория и здания, где некогда помещалась ремесленная школа в г. Козельске
(до последнего времени - СПТУ №28), фото здесь и ниже С. Рябова, август 2012 г.
А.Н. Сенькина
КОЗЕЛЬСКАЯ НИЗШАЯ РЕМЕСЛЕННАЯ ШКОЛА КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ
В России с середины XIX столетия предпринимались попытки на государственном уровне решить проблему подготовки специалистов для бурно развивавшейся промышленности через открытие профессиональных учебных заведений. Дело это продвигалось медленно, но всё же в различных губерниях страны открывались ремесленные училища, ремесленные школы, ремесленные отделения при училищах, дополнительные классы по садоводству и огородничеству для подготовки специалистов различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
|
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
|
384
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ -
Страницы истории
|
23.10.2012 08:23 |
Тема козельских дорог не менее захватывающая и притягательная, чем и мотивы об окружных лесах и о текущих по здешним местам реках. Дорожная тема давно и очень прочно сидит во мне, не отпускает. Вот почему так сладостно каждое новое прикосновение к её ноткам. Встретишь любое упоминание о Козельске и дорогах при нём в дневнике человека, проезжавшего когда-то через наш городок на Жиздре, и вот родилась она, мелодия! Поскрипывает с бумаги, рождённая пером в дневничке давнего путника. Иль вдруг загрохочет раскатами с булыжной мостовой из-под обода колёса тарантаса. Вот и на этот раз, встретилась мне когда-то, уж и не помню где, подобранная, фраза, вынесенная в заглавие статьи. Тотчас же заброшены все дела, и я в «Ленинке». Теперь спешу поделиться дневниковыми заметками придворного медика Отто Гуна, оставившего нам, из самого начала XIX века, свои козельские подорожные впечатления
Дорожная станция в русской провинции. Фотография XIX века
С.А. Рябов
«КОЗЕЛЬСК ГОРОДОК ПРЕБЕДНОЙ; ОДНАКО Ж ИЗ ДАЛИ ИМЕЕТ ВИД ИЗРЯДНОЙ…». Впечатления о Козельске проезжего, побывавшего здесь в 1805 году. Орфография сохранена
«Козельск, уездной город Калужской губернии, от Москвы 240, от Калуги 60 вёрст. 6 часов по полудни, Сентября 3 1805. Сидя в карете, и находясь уже более пяти часов в пустом ожидании почтовых лошадей, начинаю описывать посреди сколь обширной, столь же и грязной торговой площади в КОЗЕЛЬСКЕ, почти на полторы тысячи вёрст расстоянием от вас, моё путешествие, продолжавшееся от Москвы по здешнее место более, нежели на 200 вёрст. До сих пор вы точно не знаете, куда я еду – в Малороссию, любезной Экгоф. И вот вам описание, что случилось со мною в последних днях».
Гун Отто фон (Otto von Huhn, 1764-1832), сын митавского пастора, изучал богословие в Галле; степень доктора медицины получил в Геттингене. Был затем врачом Рижского полевого госпиталя, домашним секретарем (1804-07) графа Алекс. Разумовского (в Москве); с 1813 г. жил в Риге. нем. яз., М. 1807); "Дополнение к медико-топографическому описанию Лифляндии" (СПб., 1814) и др. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. (здесь и далее комментарии С.А. Рябова).
|
Читать дневник О. Гуна дальше
|
|