Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
24.12.2010 23:11
Индекс материала
КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Page #
Page #
Page #
Page #
Все страницы

Отсюда следует, что:
•    тот или иной факт культуры должен быть востребован члена¬ми общества;
•    невостребованный на рассматриваемый период факт культуры либо находится как бы в латентном состоянии, либо полностью утрачен;
•    живая культура — явление очень пестрое, в нее входят произведения и события, разные по масштабу, стилям, времени происхожде¬ния, удовлетворяющие вкусам разных социальных групп и т.д.
•    тот или иной факт живой культуры подвижен; он может под¬вергаться трансформациям, перемещаться внутри пространства данной культуры, менять свои функции;
•    живая культура подобна живому организму; она способна реа¬гировать на внешние воздействия, в ней протекают внутренние процессы, она может изменяться прогрессивно или регрессивно, обладать раз¬ной степенью внутренней стабильности в разное время и т.д.;
•    участки живой культуры могут аналитически вычленяться по разным параметрам (как одному, так и нескольким): национальная культура или культура какого-либо этноса, культура какой-либо географи¬ческой территории, отдельная традиция, культура какого-либо исторического периода, современная культура, культура какого-либо социума, городская и сельская культура, устная и письменная культура и т.д.; при этом важно, что при рассмотрении каждого такого участка должны учитываться носители данной культуры, ее потребители и собственно факты потребления (т.е. так называемая «культурная жизнь»).
Эти позиции и являются для нас исходными при рассмотрении сего¬дняшнего состояния культуры названной территории.

* * *

Козельский район относится к наиболее трудным для описания и ма¬ло изученным территориям Калужской области. Это своего рода «белое пятно» на калужской карте. Неисследованность Козельских земель имеет своей первопричиной отнюдь не невнимание ученых. Это — территория, как бы упорно сопротивляющаяся попыткам последовательно проникнуть в ее историю и, соответственно, культуру. Достаточно сказать, что историкам и краеведам до сих пор не удается установить обстоятельства и время возникновения Ко¬зельска, хотя глубокая древность города не вызывает сомнений. Происхождение самого топонима «Козельск» становится совершенно неясным, если учесть, что в картах XVIII века название города имеет иную орфографию — «Казельск». Древнее коренное население — вятичи, язычники, долгое время сопротивлявшиеся христианизации. Традиционные виды хозяйственной деятельности — охота, скотоводство, ограниченное земледелие. Первоначальные функции города — оборона от кочевников (как и у других городов, входивших в так называемую «засечную черту»). Козельское население на протяжении веков неоднократно уничтожалось в результате многочисленных военных действий. Территория много раз переходила из рук в руки: сперва в качестве княжеского удела, затем удельного княжества. Кроме русских, на нее претендовали литовцы и поляки. Не миновали Козельск эпидемии и пожары. Немногочисленные известные факты историко-политической судьбы Козельского края создают странное впечатление: будто бы не было ни одного временного периода, по длительности своей достаточного для формирования стабильных культурных форм.

В традиционной народной культуре значительное место принадлежит фольклору. Показателем сформированности и стабильности тра¬диционной культуры в большинстве случаев служит в первую очередь обрядовый фольклор, ибо он напрямую связан со всеми сторонами на¬родного быта. Несмотря на то, что Калужская область отнюдь не бедна фольклором, образцы из Козельского района немногочисленны. Кроме того, и они зафиксированы лишь в последнее время, когда на всей тер¬ритории России практически ушло поколение, в чью жизнь фольклор входил в качестве актуального компонента.
Судя по описанию коллекции, собранной участниками ансамбля «Млада» (г.Сосенский Козельского района), на данной территории наиболее прочным и стабильным из обрядов была свадьба. В памяти информантов сохранился довольно подробный сценарий, включавший в себя все основные моменты свадебного сюжета, обрядовые действия участников и «музы¬кальное оформление». Некоторые тексты свадебных песен позволяют предположить, что существовали хороводные песни, ряд песен собирате¬ли отнесли к разряду солдатских, есть лирические, плясовые, шуточные песни и игровые с элементами театрализации — «сценки». Отмечено, что некоторые тексты поются на один и тот же напев. Сохранились сведения о древнем обряде «похорон кукушки», приуроченных к Троице, в селе Березичи праздновали Николу Весеннего, это был мужской праздник—день конюхов, первый выгон лошадей в ночное. И в Троицком, и в Николином сценарии присутствует угощение, в котором в качестве обязательного блюда присутствует яичница, что свидетельствует о существовавшей на этой территории древней языческой обрядности.

Материалы, имеющиеся в распоряжении собирателей из Сосенского, на наш взгляд, требуют пристального научного анализа на предмет их жанровой и стилистической идентификации, а также определения исторического возраста песен. После этого можно будет вынести некоторые суждения, касающиеся мест¬ной фольклорной традиции — в какой степени она была развита, что именно было в нее включено, а что — либо не существовало вовсе, либо утрачено полностью.
Следует, однако, учесть, что эта традиция могла формироваться отнюдь не плавным, эволюционным путем. Во-первых, Козельский район заселял¬ся в разные периоды своей истории большим количеством «пришлых» людей. Туда ссылали опальных бояр, там задерживались и оседали беглые и пленные (по одной из версий, деревня Дешовки получила свое название из-за того, что ее основали «дешевые люди» — пришлые, беглые, неимущие, возможно — иноверцы. См. «Именослов козельских деревень» в настоящем сборнике). В результате многих исторических катаклизмов, сильно меня¬лась численность населения козельских земель — приращение населения также происходило за счет приезжих. Требуется серьезное историко-этнографическое исследование для того, чтобы понять, каковы были процессы формирования населения Козельского района, кого можно считать корен¬ными жителями, а от этого зависит и вопрос о народной традиции. Кстати, собиратели отмечают существование по крайней мере двух стилистических вариантов говора и музыкального стиля на козельской территории. В большей сохранности, по сравнению с обрядовым фольклором, оказался народный костюм, представленный в Козельском районе двумя видами — поневным и сарафанным. При этом известно, что понёвный костюм исто¬рически предшествовал сарафанному (последний рассматривается собира¬телями как пришедший на смену понёвному в середине XIX века в результате усилившегося влияния московской традиции).
Особенностью Козельского района можно считать то, что земледе¬лие в нем имело сугубо локальный, внутрихозяйственный характер. По свидетельству старожилов, хлеб, гречиха и овощные культуры выращивались «для себя», каждый хозяин сеял и сажал, видимо, не более того, что требовалось ему в личном хозяйстве. Исключение составляли лен и сахарная свекла, которые выращивались для нужд местной парус¬ной фабрики и сахарного завода.
Вероятно, с этим связано отсутствие в репертуаре местных носителей фольклора песен, связанных с коллективными полевыми работами. К со¬жалению, в материалах последних экспедиций отсутствуют упоминания о рождественских, новогодних или святочных обрядах — то есть зимний цикл практически не представлен.