Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
24.12.2010 23:11
Индекс материала
КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Page #
Page #
Page #
Page #
Все страницы

1.    Козельский район обладает богатейшим историко-культурным по¬тенциалом. В частности, это убедительно показано в статье И.Ивановой: в районе находится огромное количество исторических памятников — церквей, построек разного рода и назначения, заповедных природно-ландшафтных мест, сохранилась (хотя и не в лучшем состоянии) усадьба кн. Оболенских. Экспедиции «Млады» доказывают, что не все еще утеряно в устной народной традиции. Публикации А.Евгина, С.Рябова и др. последовательно, внятно и интересно воссоздают историю Козельских земель, по крупицам собранную воедино, и представляют собой, с нашей точки зрения, исключительно важное значение для поддержания исторической памяти нашего общества. Излишне говорить о возможных перспективах развития обоих крупных монастырей — Оптиной пустыни и Шамординской женской обители. Представляется, что многое здесь ожидает и исследователей дохристианской, языческой Руси (заметим, что на террито¬рии Козельского района практическим не проводились археологические изыскания, которые могли бы дать ценный материал по древнейшему периоду истории города).

2.    Историческая судьба Козельских земель сложилась так, что к насто¬ящему моменту весь этот историко-культурный потенциал так и остается потенциалом. Более того, все более возрастает опасность необратимых утрат в этом отношении. При этом, похоже, отнюдь не только научно-технический прогресс и агрессивное наступление масскулытуры будет тому виной. По странному, но закономерному для Козельска стечению обстоятельств, не внешняя агрессия (как в прошлые века), а внутренняя инертность и «застойность» могут привести постепенному запустению края, забвению его истории и культуры. Вероятно, в данном случае мы имеем дело с русской «глубинкой» того типа, когда эта «глубинность» обусловлена не территориальной отдаленностью от культурных центров, не недостатком современной информации, а своего рода культурной летаргией тех, кто в первую очередь должен быть заинтересован в выживании и развитии района — то есть местного населения. Разумеется, свою роль в этом играет и сложившаяся сейчас трудная экономическая ситуация, требующая напряженной инициативы, поисков разрешения кризиса, повышенного ин¬стинкта самосохранения общества.

3.    Однако, если предположить, что общество заинтересовано в полноценном культурном функционировании данной местности, то, вероятно, прежде всего следует сначала выработать объективное мнение по поводу того типа культурного развития, с которым мы имеем дело. И здесь целесообразно составить себе общую картину культурной истории края: что именно было составляющими этой культуры, что следует сохранить, под¬держать, что реконструировать, чего не допустить, какие «прорехи» культурного развития имеет смысл «залатать», а какие — не надо (например, не было в городе Козельске — или во всяком случае об этом пока ничего не известно — драматического или музыкального театра, художественного музея, интенсивной музыкальной жизни, хотя бы и усилиями гастролеров, но это не значит, что путь развития профессиональной традиции в искус¬стве для этого города закрыт), как соотнести традиционное и новое, что¬бы, быть может, усилиями общества преодолеть «роковую» для Козельского района линию исторической судьбы (совершенно очевидно, что конкурсы «Мисс Козельск» и «Мисс малышка», как бы они ни были популярны среди местного населения, хотелось бы уравновесить другими, более достойными и более близкими отечественной культуре мероприятиями). То есть речь идет о выработке осознанной и продуманной культурной политики, ориентированной на гуманитарное знание, и затем о поиске средств к её осуществлению. Сейчас намечается тенденция к использованию культурных фактов преимущественно с демонстрационной целью: туристы в Оптиной пустыни, концертные исполнения фольклора, да и упомянутые конкурсы тоже). Возможно, целесообразно поискать такие формы культурной практики, где пассивное потребление культуры будет постепенно переходить в заинтересованное участие населения в культурном процессе.
                                                                                               Москва-Козельск, 1997-1999 г.

В качестве иллюстраций использованы кадры этнографического фильма, снятого С. Пчёлкиным (Институт Наследия) в 1997 г. в г. Козельске во время народного гуляния в городском парке.