Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
24.12.2010 23:11
Индекс материала
КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Page #
Page #
Page #
Page #
Все страницы

Из ремесел следует отметить плетение из неочищенной лозы и вы¬шивание, причем в Калужской области отмечена редкая разновидность вышивки — технологически сложная цветная перевить. Распространенный же и на козельской территории этот стиль вышивки может быть свидетельством древних корней этого вида народного искусства. Гончарные изделия изготавливались для бытовых нужд, но какого-либо художественного стиля в этой области создано не было. То же — и о изделиях из дерева. Как можно видеть из источников, в быту и на продажу изготавливался жителями козельского уезда довольно большой ассортимент нужных в хозяйстве предметов — лопаты и корыта, обручи, полозья и клепки для бочек, гребни и зубцы для мельничных колес. На¬личие природных материалов — хороших глин и песка — создало не декоративно-прикладную, а практически ремесленную традицию. Из этих мест на отхожие промыслы шли строительные рабочие — штукатуры и каменщики. Известно, что изготавливался кирпич (как на заводах, так и кустарным способом). Но если в деревне Хлуднево Думинического района Калужской области работа с глиной привела к возникновению вполне оригинального стиля игрушки, то о существовании чего-либо подобного в Козельском районе пока сведений нет.

В принципе, когда речь заходит о народной традиции, перед нами все время встает вопрос — было и исчезло или не было? Отсутствие систематического и профессионального обследования территории очень сказывается на тех выводах, которые можно было бы сделать, описывая культуру Козельского района. Положение усугубляется тем, что досадные «прорехи» имеются и в исторических, и в краеведческих материалах. Воссоздать стройную картину течения событий практически не удается, поэтому в литературе часто прибегают к аналогиям, предположениям, гипотезам, не подтвержденным глубокими исследованиями.
Складывается впечатление, что жители Козельского края, имея «под руками» и землю, и лес, и природные материалы, использовали их в более или менее прагматической манере — не более того, что нужно самим, и без какого-либо эстетического компонента, в то время как эстетичес¬кий компонент народной традиции всегда бывает связан с обрядовой символикой, будь то песня, будь то орнамент. Примерно та же картина складывается, когда речь заходит о тради¬ционной духовной (церковной) культуре козельских земель. Известно, что в Козельском уезде функционировало большое количество скитов и монастырей. Древнее происхождение имеет знаменитая Оптина пустынь (хотя точно дату ее основания исследователи также назвать затрудняются). С конца XIX века начал функционировать вновь учрежден¬ный Шамординский женский монастырь (Казанская Свято-Амвросиев-ская женская пустынь). В Козельском уезде было 49 приходских детских хоров, причем в этих хорах занимались от 12-ти до 17-ти часов в неделю (т.е. хоры, таким образом, можно было считать профессиональными). К настоящему времени традиции хоровой музыки, которые, казалось бы, должны были сформироваться при таком интенсивном функционирова¬нии, полностью утрачены. Практика духовного хорового пения и в Оптиной пустыни, и в Шамординском монастыре и в Козельском храме сейчас формируется как бы совершенно заново, «с нуля». Это объясняется тем, что в период 20-х — 90-х годов XX века монастыри были упразд¬нены, а церковная служба в Козельске и его окрестностях сведена к ми¬нимуму. Лишь с конца 70-х годов начаты архитектурно-реставрационные работы в Оптиной пустыни, и только в 1987 году она была возвращена православной церкви (в 1988 году была отслужена первая литургия). Шамординский монастырь был возвращен еще позже — в начале 90-х годов. «Насельники» обоих монастырей — люди новые, по отношению к местной традиции. Даже в том случае, когда они хотят возродить именно данную традицию, ее не от кого перенять, они могут работать только с немногочисленными сохранившимися источниками. Возникают и новые традиции — в Шамординском монастыре рукоделие (золо¬тошвейное и вышивание бисером) ориентировано сейчас не на образцы, существовавшие в этом монастыре ранее. Характер бисерного орнамен¬та привнесен конкретной вышивальщицей, прибывшей в монастырь из Западной Украины, золотошвейному мастерству пришлось обучаться в других местностях (см. об этом в статье Н.Ведерниковой). Вероятно, еще не пришло время судить о стиле новой иконописи, создаваемой сейчас в обоих монастырях. Примечательно, что в Шамординском монасты¬ре заново формируется школа женской иконописи.

Еще не восстановлено значение обоих монастырей как влиятельнейших центров православия, каковыми они были не только для прилегающих территорий, но и для всей России. То есть не продолжена еще общекультурная традиция, весьма развитая прежде в обоих монастырях. Более того, «под боком» у Оптиной пустыни в г.Сосенском — городе, составлен¬ном двумя волнами пришлого по отношению к данной местности населения, — все более укрепляется деятельность сильной баптистской общины, активно действующей и расширяющей сферу своего влияния. Заметим, кстати, что на козельских землях до сих пор бытуют, несмотря на многовековое существование таких оплотов христианства, как скиты, монастыри и институт старчества, прочные языческие представления. Примечательно, что некоторые деревенские информанты это осознают и прямо говорят, что они — язычники. Это подтверждается и наличием в устном обиходе местного населения большого количества текстов, связан¬ных с поверьями, колдовством, оборотничеством и т.д. Деревня Слаговищи слывет в этих местах как «деревня колдунов». Легендами и преданиями, связанными с нечистой силой, овеяно самое загадочное и неисследованное в Козельском районе — так называемое «Чертово городище» — заповедное место, представляющее собой удивительное явление, с точки зре¬ния какой бы науки его ни рассматривать — с геологической, ботаничес¬кой, исторической или археологической.

Профессиональная традиционная культура в России неотделима от понятия «город». В Козельском районе к настоящему времени сформировались два культурных центра — имеющий древнюю историю Ко¬зельск и новый город «искусственного» происхождения — Сосенский. 

История Козельска — практически непрерывная череда потерь, реже — приобретений. Город неоднократно горел, болел, разрушался, подвер¬гался набегам самых разнообразных внешних (литовцы и крымские татары) и внутренних (гулящие люди атамана Чистопруда) врагов, несколько раз менял свое политическое и административное подчинение. Существу¬ет мнение, что даже местоположение Козельска менялось не один раз. Краткий период расцвета наступил для города в XVII веке —15 тысяч жителей, 40 церквей, деревянный острог (после периода лихолетья — смуты и эпидемии холеры). Но в XVIII веке произошел большой пожар, уничтоживший две трети населения и большинство городских построек. Екатерина II предприняла попытку возродить город — пожаловала ему статус уездного и выделила большое денежное вспомоществование для новой застройки. В это время был возведен собор, разработан генеральный план, который, впрочем оказался неудачным и не был воплощен в жизнь. Главное — это то, что Козельск всегда был в первую очередь пограничным, оборонительным рубежом Московского государства, это было его основ¬ной функцией: в Козельске было несколько военных слобод — стрелецкая, казачья, пушкарская, из ремесленных — кузнечная (т.е. важная для военного дела) слобода. Население Козельска в большей части также состояло из пришлых людей. Со времен Ивана Грозного он был местом ссылки опальных бояр, прибежищем вольных людей и беглых холопов, и в то же время вплоть до Ш века сохранял свое военно-оборонительное значение. Существует мнение, что Козельск Ж века — прототип городка Скотопригоньевска, описанного в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

Складывается впечатление, что Козельск преследует судьба вечного города-не¬удачника, который, несмотря на чрезвычайно выгодное географическое положение, даже в мирные времена не может развиться до уровня сколько-нибудь важного экономического и культурного центра. В литературе отражено чрезвычайно много фактов и событий из истории Козельска — заинтересованный взгляд каждого исследователя делает эти факты весьма значительными, и если собрать их все воедино и выстроить в хронологической последовательности (многие приходится сейчас реконструировать, опираясь на косвенные данные, поскольку не сохранился архив города), то мы получим в целом действительно богатую историю города, просуществовавшего как минимум восемь с половиной веков (почти ровесник Москвы). И в итоге этой восьмисотлетней жизни к настоящему моменту исто¬рический город Козельск имеет население численностью более 20 тысяч человек, два дома культуры, действующий кинотеатр, детская и взрослая библиотеки, газету «Козельск», краеведческий музей, музыкальную школу. Население делится на гражданское (местное) и военное (на территории города расположены ракетные войска, образовавшие военный городок).