374
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
23.09.2012 11:28 |
Композиция "Пермские ворота" в городе Перми, 2011 г., сайт
"ПАЛКА, ПАЛКА, СВЕРХУ КРЫША –
БУКВА «П» НА СТРОЧКУ ВЫШЛА..."
Сейчас я уже в третий раз буквально живу с буквами. Одна из моих внучек разучивает их, учится писать. Ей скоро 4 года, пора. Она пишет буквы на бумаге, асфальте и на песке. Уже знает многие из них. А я теперь частенько заглядываю вместе с ней в букварь, и читаю вывески на стенах домой, невольно выискивая буквы, которые вспоминал только что с Надей. Вчера, на званом вечере в честь юбилея моего друга, ведущий представил, как анекдот, одну историю. Конечно же, она о буквах. Автор оригинального произведения - Н.А. Фролов.
ПОСЕЩЕНИЕ ПОМЕСТЬЯ ПРИЛУКИНЫХ
На одном научном симпозиуме встретились лингвисты из Англии, Франции, Германии, Италии, Польши и России. Естественно, они заговорили о языках. И начали выяснять, чей язык лучше, богаче, выразительнее.
Англичанин сказал: «Англия - страна великих мореплавателей и путешественников, которые разнесли славу ее языка по всему миру. Английский язык - язык Шекспира, Диккенса, Байрона – несомненно, лучший в мире».
|
Подробнее...
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
21.09.2012 18:27 |
УЧАСТВУЕМ В "ДНЯХ ЭТНОКИНО-2012"
Программы фестиваля и семинара смотрите под катом
|
Смотреть программы мероприятий
|
360
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
09.07.2012 06:43 |
Когда мы готовили материал про козельскую пожарную каланчу (опубликован здесь), мы прикоснулись к насыщенной событиями и наполненной судьбами людей истории пожарного дела в городе Козельске. На нашу публикацию откликнулись из Козельска и сами пожарные. Оказалось, что в нынешней городской пожарной части служат люди, бережно и по крупицам собирающие разрозненные странички из истории дела, которому служили их предшественники, и которому отдают столько сил нынешние огнеборцы. В свободное от тревог время они составляют «Летопись» своей пожарной части. Эта хроника ещё далека от полноты, но уже сегодня в ней есть немало интересного. Кое-что пожарные предоставили нам для того, чтобы со своих страниц «Энциклопедия Козельска» рассказала нашим читателям о делах и людях, каждодневно стерегущих от огня жизнь, покой, и добро горожан и жителей из близлежащих деревень и сёл.
Фрагмент современной медали «За отвагу на пожаре»
«ЧТОБ ОТ ОГНЯ И ОТ ВСЯКОГО ВОРОВСТВА БЕРЕЖЕНЬЕ БЫЛО ВЕЛИКОЕ»
К 115-летию образования в Козельске Вольного пожарного общества
Огонь – друг и одновременно опасный и беспощадный враг человека. Козельск, как и другие российские города, за свою многовековую историю не единожды горел. Сильный пожар, например, случился в городе в 1696 г. при воеводе Андрее Никитовиче Юшкове, когда выгорела половина Козельска. К этому времени это уже был здесь пятый по счёту большой пожар, зафиксированный в различных источниках. Но, пожалуй, самый, чудовищный по своих последствиям пожар произошёл 7 июня 1777 года.
|
Подробнее...
|
359
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
07.07.2012 07:53 |
ИВАН КУПАЛА - 7 ИЮЛЯ (24 ИЮНЯ)
Богат на названия этот праздник: Купала, Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белорус.), «Rаsos, Rasa» (лит.) — Праздник Росы, «Saulės» (лит.) — День Солнца, Водицы (болг.), Духов-день (болг.), «Еньовдень» (болг.), «Sobótki» — Соботки (польск.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белорус.), Лада (русин.), Иван-травник, «Копальний Іван» (укр.), Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, «Іван Вядзьмацкі» (белорус.), «Іван Калдунскі» (белорус.), «Св. Jован Игритель» (серб.), Первый покос, «Варфоломій і Варвара» (укр.), Рождество Иоанна Крестителя (христ.) (отсюда).
В Козельском районе ходили прежде искать папоротник, жгли костры, водили «карагоды». В деревне Слаговищи рассказывали: «Наутро старые ходили на речку за водой, сольёшь у банку, да и стоит до следующего года. На речку ходили купаться, кто хромой (больной), потому что вода целебная считалась». Об этом в своё время поведала собирателям местного фольклора Н.Н. Чичикиной и Г.Н. Кузнецовой Вера Ивановна Агапонова (1928 г. рождения) (см. Народный быт, ремёсла и фольклор Козельского района. Сосенский. 2004. С. 107,159).
|
Читать полностью
|
345
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
29.05.2012 20:02 |
Хвастовичский район Калужской области находится к юго-западу от Козельского района, и лежит он недалеко от границы с Брянской областью. Ещё и в XIX в. вся эта земля входила в состав обширного Козельского уезда Калужской губернии. Некогда большое село Хвастовичи, ныне центр одноимённого района, вместе с деревнями Подбужье, Песочня, Орля, Авдеевка, Улемец и др. были хорошо известны в Козельске как монастырские, поскольку относились к владениям стариннейших в России Свенского Успенского монастыря, расположенного под Брянском в селе Супонево, на реке Свени (Свини).
Здесь, где начинаются знаменитые Брянские леса, селились издавна люди крепкие и надёжные – защитники южных рубежи Московского государства от набегов крымских и ногайских татар. В советское время Хвастовичский район подвергся массовой коллективизации сельского хозяйства. В острой борьбе многие семьи были раскулачены, немало людей было выселено в отдаленные места Севера и Сибири. Эти места знамениты своей песенной культурой, о чём мы писали, например, здесь.
Не случайно, здешние сёла всегда привлекали внимание тех, кто изучает фольклор и ремёсла местного населения. В начале XXI в. в д. Воткино, что неподалёку от Подбужья, в экспедиции побывала Наталья Горянина (г. СПб), которая познакомилась с жизнью местных жителей. В результате родился замечательный очерк только об одном человеке – деревенской жительнице Марие Гавриловне Жуковой. Впервые об этой замечательной женщине Наталья Горянина рассказала в ноябре 2005 г. на VIII Международной конференции «Аудиовизуальные средства фиксации живой традиционной культуры» в Москве (Институт Наследия). В 2008 г. очерк вышел в сборнике «Аудиовизуальная антропология. Истории с продолжением». Рос. НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.
Наталья Горянина год назад дала нам добро на публикацию своей статьи и сегодня мы её публикуем. Пожелаем же Наталье новых творческих успехов.
Фрагмент советского плаката в поддержку сельского хозяйства, 1954 год. Иллюстрация с сайта plakaty.ru.
Н.Ю. Горянина (Санкт-Петербург)
«СОЦИАЛИЗМИНА»: ПОРТРЕТ XX ВЕКА В ЛИЧНОСТНОМ СОЗНАНИИ
«Социализмина» — это не название прошедшей эпохи. Это деревенское прозвище простой крестьянской женщины, жизнь которой началась в год создания Советской империи. Моё знакомство с Марией Гавриловной Жуковой состоялось в январе 2004 года во время экспедиционной поездки в Хвастовичский район Калужской области.
|
Читать полностью
|
341
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
23.05.2012 11:16 |
В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОЙ КНИГИ О СМОЛЕНСКОЙ ЗЕМЛЕ
В городе Дорогобуже Смоленской области состоялось официальное представление книги «Смоленская земля. Дорогобужский район. Очерки прошлого и настоящего».
Гости мероприятия. О работе над сборником рассказывает Е.Д. Андреева (у микрофона). Здесь и далее фотографии, сделанные сотрудниками Института Наследия им. Д. С. Лихачёва (Москва)
Мы уже рассказывали о том, что итогом почти четырёхлетней работы на Смоленской земле экспедиции Института Наследия им. Д.С. Лихачёва стал этнографический сборник «Смоленская земля. Дорогобужский район. Очерки прошлого и настоящего» (подробности здесь). В Международный день музеев 18 мая 2012 г. в здании администрации района в городе Дорогобуже состоялась презентация книги.
|
Читать полностью
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
26.04.2012 08:35 |
НАРЦИСС: КОГДА Я МОГУ ТЕБЯ ВИДЕТЬ?
Язык цветов известен очень давно и идёт из Турции, где с помощью цветов влюблённые обменивались секретными посланиями из гаремов, чтобы обойти бдительную стражу. Букеты заменяли любящим письма.
|
Читать полностью
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Этнография
|
14.04.2012 21:30 |
Христос воскрес! Опять с зарею Редеет долгой ночи тень, Опять зажегся над землею Для новой жизни новый день.
|
Читать дальше
|
|
|