Главное меню

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

С БЕРЕГОВ РЕКИ ЖИЗДРЫ – НА ПРОСТОРЫ ОКЕАНОВ E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Генеалогия
06.04.2016 07:59

     Река Жиздра, на которой давно и прочно стал Козельск, все прочие многочисленные речки и всякие другие поточки, велика ваша сила! В апреле полнитесь вы талой водой, на короткое время приобретаете тот вид, какими знавали вас наши предки. Мало мы о вас говорим, родные наши Вырки, Ордёнки, Грязны и Песоченки. Весной вы нам особенно милы (почитайте здесь, здесь и здесь). Нынче мы обращаемся к извечной «речной» теме: о связи водной жиздринской стихии с человеческими судьбами.

Роман Чикин

 

С БЕРЕГОВ РЕКИ ЖИЗДРЫ – НА ПРОСТОРЫ ОКЕАНОВ


     Просторен Козельский район: сколько сел и деревень, возникших более восьмисот лет назад, до сих пор существуют здесь, будто нанизанные бусины на нитку великой русской реки Жиздры. Безусловно, вся жизнь крестьян козельских деревень была связана с рекой. Из рек брали воду для приготовления пищи и для скотины, для стирки и других хозяйственных нужд. В реке ловили рыбу. Реку использовали в качестве транспортного ресурса. В реке, наконец, купались летом, а зимой прорубали иордань, освящали воду в праздник Крещения и традиционно окунались в ледяную воду. Да и разве не мечтали в детстве белобрысые мальчишки отправиться по реке за тридевять земель в тридесятое царство на людей посмотреть да себя показать? Река была всем: кормилицей, поилицей, источником вдохновения и мечтаний.

      Так получилось, что в семье мои предков, крестьян Ипатовых из сельца Клюксы, в определенный период многие мужчины оказались связаны с водной стихией не только речной, но и морской, и даже океанской! Наверное, сбылись детские мечты о далеких плаваниях и незабываемых приключениях. Юноши, воспитанные на берегах среднерусской реки, вышли в моря!

     Младший брат моего прадеда, Василий Иванович Ипатов, был призван на службу в армию в 1939 году и попал на Тихоокеанский флот – краснофлотцем на эскадренный миноносец «Прочный», который вскоре переименовали в «Разумный». Когда началась Великая Отечественная война, командование приняло решение усилить слабый на тот момент Северный флот и перебросить несколько кораблей с Дальнего Востока в Мурманск.

 

 

     Для этого были выбраны лидер «Баку» и эсминцы «Разъярённый», «Разумный» и «Ревностный». Эти корабли вошли в состав Экспедиции особого назначения ЭОН-18, которой предстояло пройти Северным морским путём. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» — широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревянных стрингеров и пиллерсов.


Между тревогами на берегу с моряками «Разумного», п. Роста, март 1943 г.

 

     Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съёмными лопастями. Второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъярённом» — правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. В разных местах корпуса были установлены тензодатчики, показывающие величину деформации корпуса. Были проведены работы по утеплению жилых помещений.

 

 

     Отряд вышел из Владивостока 15 июля 1942 года. Ровно через два месяца ЭОН-18 попала в лёд. Эсминец «Разумный» оказался зажатым льдом с двух сторон, и с 26 августа по 8 сентября он не мог сдвинуться с места. Выбравшись изо льда, отряд относительно благополучно прибыл в Тикси, где пополнил запасы провизии и топлива. Через несколько дней отряд двинулся дальше. Немецкий флот совершил попытку перехвата отряда, направив навстречу кораблям «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Однако в условиях плохой видимости ЭОН-18 разминулась с противником, направившимся к порту Диксон. Завершающая часть похода прошла достаточно спокойно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, вошли на рейд Ваенги. Весь этот поход стойко преодолел и старшина отделения визирщиков Василий Ипатов.


Во льдах Чукотского моря. Фотография сделана в ходе перехода кораблей Экспедиции особого назначения ЭОН-18 с Тихоокеанского на Северный флот. 1942

 

     С конца 1942 года началась служба эсминца «Разумный» в составе Северного флота. 21 ноября корабль участвовал в спасении личного состава гибнущего эсминца «Сокрушительный», с 25 по 27 декабря участвовал в эскортировании конвоя JW-51-A.

20 января 1943 г. «Разумный» совместно с лидером «Баку» вышел в море для атаки обнаруженного радиоразведкой конвоя противника. Вскоре на дистанции около 70 кабельтовых был обнаружен отряд боевых кораблей в составе минного заградителя «Скагеррак», тральщиков М-303 и М-322, противолодочных кораблей Uj-1104 и Uj-1105. В результате боя был потоплен торпедой один из кораблей противника. Повреждений от огня вражеских кораблей лидер и эсминец не получили.

 

Огневая подготовка экипажа эсминца «Разумный»


     3 и 4 февраля «Разумный» участвовал в эскортировании четырёх транспортов из Белого моря в Кольский залив. После ремонта до конца войны эсминец эскортировал конвои, несколько раз выходил на поиск кораблей противника, участвовал в обстреле норвежского порта Вардё, занятого фашистами.

 

 

Копии наградного листа В.И. Ипатова

 

     Незадолго до Дня Победы старшина 2-й статьи Василий Иванович Ипатов был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе говорилось, что Василий Иванович – «участник боевого перехода Владивосток – Полярное, 3-х набеговых операций в составе эскадры кораблей СФ, 55-ти операций по конвоированию советских и союзных транспортов с военными и промышленными грузами. Принимал участие в отражении атак на конвоируемые корабли подводных лодок и самолетов противника. Все атаки были отражены и транспорта доставлены в порты назначения без потерь, при этом кораблем были сильно повреждены три подводные лодки противника, одна подводная лодка была потоплена. Сбито два самолета противника «ФВ-190». В набеговой операции совместно с лидером "Баку" потоплен транспорт и поврежден миноносец противника. Во время набеговых операций на побережье противника, а также на конвой противника, работая на центральном визире, обеспечил плавность работы орудий, в результате чего снаряды ложились точно по цели. Во время набеговой операции на вражеский порт Вардё тов. Ипатов работал на связи главного командного пункта с орудиями, обеспечил надежность управления орудиями».

      С 1945 по 1947 годы Василий Иванович успел послужить еще и на Черноморском флоте. Демобилизовавшись, он приехал в родные Клюксы, привезя с собой целый чемодан спелых крымских яблок и множество незабываемых воспоминаний о суровых годах войны и соленых водах трех океанов.


Ипатов Василий Иванович в послевоенные годы

 

      Двоюродный брат моего деда, Николай Петрович Ипатов, тоже родился и вырос на берегах Жиздры. В 1950-х его призвали на службу, и попал он тоже на Тихоокеанский флот матросом на корабль. Однако и после демобилизации его связь с морем не прервалась – долгое время потом он работал на Дальнем Востоке в речных и морских портах.

       В 1956 году призвали в армию и моего деда Анатолия Сергеевича Ипатова. И хотя он родился в 1937 году уже в Москве, каждое лето своего детства и юношества он ездил в родную деревню отца и тоже вбирал и впитывал в себя все таинства, всю суть неторопливой Жиздры. Анатолия Сергеевича направили служить на Северный флот – и в сентябре месяце он был зачислен курсантом в радиотехническую школу Учебного отряда Северного флота по программе "командир отделения", специальность – радиотелеграфист-оператор. Учебный отряд был создан в 1939 году, когда был закрыт лагерь особого назначения на Соловецких островах. В период Великой Отечественной войны на территории отряда действовала знаменитая Соловецкая школа юнг.

 

Март 1957 г., Соловки

 

Учебный отряд, 1 мая 1957 г. Ипатов А.С. во втором ряду третий слева

 

 

     По воспоминаниям деда, курсантам радиотехнической школы приходилось жить в тесных и холодных бывших монастырских каменных кельях, которые в лагерный период использовались как камеры для заключенных. После окончания радиотехнической школы старшина 2-й статьи Анатолий Ипатов был направлен служить на крейсер «Адмирал Ушаков» на должность радиотелеграфиста.

"Ушаков"

 

     Крейсер был спущен на воду в 1951 году. Это был корабль проекта 68-бис – последний чисто артиллерийский крейсер советского ВМФ. По воспоминаниям Анатолия Сергеевича, за время его службы на корабле экипажу крейсера довелось участвовать в испытаниях атомного оружия на Северном флоте. "Мы под атомным взрывом ходили, но говорить про это нельзя было, секретность была", - вспоминал дед. Действительно, 10 октября 1957 года в районе архипелага Новая Земля состоялись боевые стрельбы на дистанцию 10 км с атомным взрывом на глубине 35 метров.    В  результате стрельб были потоплены шесть кораблей-мишеней: два эсминца, две подводные лодки и два тральщика. Адмирал Н.Е. Басистый доложил Главкому ВМФ, что личный состав “безукоризненно выполнил поставленные задачи”. В том же 1957 году личный состав крейсера принял участие в испытаниях по обеспечению взлета и посадки вертолета на палубу. А 7 ноября 1957 года крейсер принял участие в морском параде в честь годовщины Октябрьской революции, стоя в корабельном строю на Неве.

 

      Ипатов А.С. - игрок сборной по футболу фабрики им. Ногина

 

      Как неплохого футболиста-любителя, за время службы на флоте старшину 1-й статьи Ипатова однажды направили играть в футбол за сборную Северного флота. Сборная деда получила чемпионский титул! До самой старости он часто вспоминал это событие, равно как и всю свою службу на корабле. Вот как глубоко остается в душе человека память об океанских просторах!

     Вода – это жизнь. С этим утверждением практически невозможно спорить. Ведь и с биологической точки зрения вода играет в жизнедеятельности любого организма огромную роль, и в формировании экосистемы водоемы имеют определенное значение, да и для развития населенных пунктов и экономических связей в прошлом водоемы были просто необходимы. Играет важную роль вода и в современном мире: экономика, культура, рекреация, экология и многое, многое другое…

Многие деревни и сёла на протяжении веков возникали в непосредственной близости от источников воды: возле рек и озёр. Жили и живут в них мальчишки, которые впервые увидели большую воду с берегов своих родных речушек. Это позже они узнают про моря и океаны… Это потом потянет их воображение к океанам. Толчок же мальчишеским мечтам вдруг однажды дадут увиденные просторы заречных лугов, от околицы до самых далёких лесов на горизонте залитые раскинувшимися водами Жиздры в половодье.


Двоюродныебратья по линии Ипатовых - Юрий Рощин, Николай Ипатов и Анатолий Ипатов

 

       Так случилось и с клюксовскими мальчишками-Ипатовыми. Многие из них в разных поколениях, вытаскивая из Жиздры окуней и плотвичек и мечтая о путешествиях и приключениях, вытащили билет в жизнь и увидели большую воду, отправившись с берегов реки на просторы океанов!

 

Источники информации:

  1. Балакин С. Боевые мили эсминца «Разумный».
  2. Шидловский М.И. Сквозь льды и штормы. (Переход ЭОН-18) – «Тайфун», № 2 за 1999 г.
  3. Заблоцкий В. Крейсера «холодной войны». — М.: Коллекция, Яуза, 2008.
  4. Лубянов А. Черноморские крейсеры проекта 68-бис.
  5. Фото из семейного архива Чикина Р.С., личного архива В.В. Федорова (размещены на сайте www.cruiser.patosin.ru) и с сайта www.wiki.wargaming.net/ru/Navy.

Роман Чикин, март 2016 г.