Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ЧТО ПОМНИТСЯ. Валентина Трубакова. E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
главный раздел - Новости
01.03.2019 17:40

Дом и усадьба князя Оболенского.

Об этих местах, что расположены неподалёку от села Березичи, на нашем сайте вы без труда найдёте много чего интересного (в конце материала приведёны ссылки). Тем ценнее для нас воспоминания человека, который жил когда-то здесь и навсегда сохранил свои детские воспоминания.

Валентина ТРУБАКОВА, выйдя замуж, очень давно уехала из деревни Дешовки в г. Тверь. Под Козельском у неё остались многочисленные родственники, у которых она иногда гостит. Не теряя связей с козельской землёй и на память обо всём, что ей близко и дорого, В. М. Трубакова написала замечательный большой очерк, посвящённый истории своего дешовского рода Копыловых – Торховых – Простовых в судьбе нашей Родины и любезно предоставила нам право опубликовать его на наших страницах[1].

В 80-е годы прошлого века Валентина, проводя экскурсию для своих родственников по территории усадьбы, повстречала у руин княжеского дома женщину из «свиты» потомка князя А.Д. Оболенского (1855-1933) Алексея Николаевича Оболенского (1919-2006), гостившего в Березичах. Долго рассказывала она молодой приезжей женщине о том, что помнила. Потом записала всё. Сегодня наша очередь рассказать вам  о том, что вспоминается Валентине о своих годах, когда она, 65 лет тому назад, жила с родителями прямо в усадьбе князя. В то время здесь был детский дом.


Березичи. Дом Оболенских. Худ. Егоров Валентин Петрович (1927 - 1989), рис. 1960 г. из собрания Калужского музея изобразительных искусств

 

Валентина Михайловна Трубакова (Торхова),

г. Тверь

 

ЧТО ПОМНИТСЯ

О жизни в 50-е годы прошлого века по соседству с домом князя Алексея Оболенского в его бывшей усадьбе "БЕРЕЗИЧИ" под Козельском


Из своего детства, проведённого в деревне Дешовки Козельского района, вспоминаю свою бабушку Торхову Екатерину Яковлевну (1879–1979), до замужества Простову. Знаю, что каждую осень до революции 1917 года она работала у князя Оболенского в саду, помогала собирать урожай яблок.

Сад Оболенского был расположен неподалёку от бабушкиного дешовского дома, занимал территорию фермы и доходил до родовой церкви князя Оболенского в селе Березичи. Вместо забора сад окружали кусты боярышника. Они были посажены очень часто и ветки переплетались между собой, образуя живую изгородь. Сад охраняли ездовые с собаками и на лошадях. После 1917 года, когда Оболенский уехал за границу, сад отдали жителям Южных островков, чтобы они за ним присматривали. Но зима была холодная, в деревнях не было дров и сад жители Дешовок и Березичи вырубили на дрова. Только осталась в память от сада кусты боярышника. После войны, до 1965 года, изгородь была жива. Мы дети не знали, как назывались эти кусты, звали их «колкой». Весной боярышник красиво цвел, а осенью мы лазали по колючим веткам за ягодами (еще в 2017 году оставалось два куста боярышника).

Сразу после плена, в который он попал в Первую мировую войну, мой дедушка Илья Иванович Торхов (1890 г.р.) был приглашен к князю Оболенскому класть печь. Рассказывал, что было привезено много яиц в корзинах. Отделяли белок от желтка, смешивали белок с каким- то раствором и без глины клали кирпич. Вот почему старые строения так долго стоят. Секрет кладки князь просил не рассказывать.

У князя Оболенского был построен дворец, так называли обычно главный усадебный дом Оболенских, на берегу реки Жиздры. Дворец стоял на высоком месте. Крыша дворца была покрыта черепицей темно зеленого цвета с блестящей поверхностью, переливающейся на солнце. Мы видели эту крышу даже с Волконского большака, когда сажали деревья.

 

Хозяйственные постройки на территории усадьбы от времени А.Д. Оболенского. С сайта www.gorod.kaluga.ru Фото до 2013 г. в настоящее время ближнее здание сожжено

 

Была у князя и своя мельница, она стояла на берегу реки Грязна, почти при впадении её в реку Жиздра. Рядом с мельницей был дом мельника. Дочь мельника – тетя Аня работала кассиром на стекольном заводе и потом построила свой дом напротив каменной сторожки и столбов на въезде в усадьбу князя Оболенского. Как ее была фамилия, я не помню.


Воссозданные стараниями Национального парка въездные ворота в усадьбу князей Оболенских, фото с сайта www.gorod.kaluga.ru

 

В 1912 году Алексей Дмитриевич Оболенский построил стекольный завод. Через реку Грязну, около мельницы был проложен мостик на подсобное хозяйство. Это место так и называли – Хозяйство. Здание было кирпичное, внизу стояли верховые лошади, а на втором этаже жили слуги Оболенского. Был большой огород, где сажали овощи. Почему я так описываю всё подробно, потому что мой отец Торхов Михаил Ильич в июле 1954 года стал работать зам. директора по хозяйственной части в Березичском детском доме, который был расположен на территории усадьбы Оболенского. Мне было семь лет, и мы детишками лазали везде и память детская очень впечатлительна.

Подсобное хозяйство от князя Оболенского перешло детскому дому. И когда мы переехали с отцом Михаилом Ильичём Торховым (1923-1967) в детский дом в 1954 году, еще были целы руины мельницы и старый, вросший в землю дом мельника. Потом их снесли и построили дорогу на Хозяйство. На Хозяйстве жила моя подруга Люба Гирина. Ее мать работала в хозяйстве, там были коровы, огороды. Я часто бегала к ней. Жили они в кирпичном доме на втором этаже, пол в коридоре был старый, можно было провалиться. На второй этаж поднимались по деревянной лестнице, там был большой длинный коридор и несколько комнат. Первый этаж – здесь была конюшня князя, был во время войны почти разрушен.


Примечание С.А. Рябова, готовившего материал к размещению на сайте: Валентина Михайловна не касается периода истории усадьбы с 1917 по 1954 гг. Это 37 лет. За это время в месте и в том доме-дворце, о котором она повествует, многие годы до войны находился санаторий ВКП(б), во время Великой Отечественной войны – военный госпиталь, в послевоенные годы детский дом. Все эти учреждения оставили свои следы. Многое в доме перестраивалось. О некоторых деталях можно прочитать в материалах, ссылки на которые даны в конце настоящей статьи.

 

Группа рабочих Смоленского льнокомбината в санатории "Березичи". 1938 г. Фото из Смоленского музея-заповедника

 

Весной в половодье речка сильно разливалась, летом переходили по кладкам, а во время разлива дежурили лодки, которые перевозили доярок и рабочих. В детдоме нам дали квартиру в деревянном бараке. Окна нашей квартиры выходили в сад. Там стояла статуя ребенка, вокруг было всё обсажено кустарником. Когда-то прежде это была детская площадка для детей Оболенского. Во дворце жили на верхних этажах мальчики, а в деревянном бараке жили девочки старшей группы 8-10 классов. За бараком девочек стоял барак, где жили воспитатели детского дома. Барак стоял около леса. Столовая была во дворце. Между бараками был разбит цветник. На клумбах выращивали цветы (циннии, бархатцы, петуньи, львиный зев). Ребятами здесь был заложен сад с яблонями.

В середине дворца была большая комната, где проходила елка и другие мероприятия (раньше там были балы князя Оболенского). Из этой комнаты было два входа. Один вход, где дверь выходила на танцевальную площадку – на улицу, там стояли два больших цветника, посажены цветы. При князе были танцы, и музыка была слышна в Березичах и в Дешовках. От площадки шла аллея деревьев и дорожка. В конце стояла беседка, здесь князь наблюдал из бинокля за своими работниками в селе Березичи. Дальше шла крутая горка, где зимой дети Оболенского катались на санках.

Еще в 1954 году мы с ребятами также катались на санках, доезжали до самой реки Жиздры. Очень тяжело было тащить санки на гору, хотя там были сделаны ступеньки и они были в хорошем состоянии после князя. В той комнате, где была елка и балы князя, потолок был цветной: квадраты синего, красного и желтого цвета. Однажды с девчатами мы залезли с черного входа на чердак и только там мы увидели, что потолок был стеклянный. Отверстия вырезаны под углом и когда лучи попадали на них, это давало цвет.

В стороне от дворца стояла кирпичная башенка. Крыши на ней не было, а были положены две широких доски от потолка до башни. Мы залезли туда, но когда поглядели вниз, испугались и закричали. Рабочие сняли нас и забили наглухо чердак. В стороне от дворца стояла двухэтажная башня, это была девичья башня дочерей Оболенского. Крыша второго этажа во время войны была уничтожена, а когда работал отец, там у него был бельевой склад на втором этаже. Я хорошо помню деревянную лестницу на второй этаж. Когда в 1990 году я приезжала туда, там жили дети из вспомогательной школы интерната, и там была котельная. От князя остался склад с погребом, где хранились овощи и продукты.

В детдоме была пилорама, своя подстанция, где электриком работал отец моей подруги Ананьев. Ниже подстанции отдельно стояла прачечная, где стирали белье. Напротив подстанции к лесу было три домика. Дома были маленькие, там жили старые люди. Это были при князе дома для слуг. Около дома были скамеечки, они часто сидели там.

После беготни мы ребята часто отдыхали там. Кто-то из них был служанкой у князя Оболенского. Если мне не изменяет память, то это была бабушка или прабабушка Бодуновых, проживавших на Стекольном заводе. Вот из ее рассказов мы и узнали о дворце, о девичьей башне, о беседке князя и о многом другом.

Учились детдомовские ребята на стекольном заводе в две смены. Я также пошла в 1955 году в 1 класс во вторую смену. Я всегда дожидалась ребят, когда у них закончатся занятия, так как идти надо было лесом. Группа наша была большая, человек 15. Однажды, это было зимой, мы шли лесом и вдруг в лесу показались огни и вышли люди с белыми факелами и зарычали. Все закричали, испугались и остановились, потом эти люди стали сбрасывать с себя простыни и побежали к нам. Оказалось, что это были ребята из детского дома, они решили испугать девчонок, обмотались простынями, взяли факелы и рычали. Не знаю как девчата, но я испугалась больше других, так как была меньше всех.

Около дворца были посажены аллеи красных роз, шла дорожка на площадку где утром и вечером проводилась пионерская линейка с горном. От площадки шла аллея лиственниц. От разъезда Слаговищи была проложена железнодорожная ветка до стекольного завода. Для завода привозили соду, топливом были дрова. Ветка была проложена князем Оболенским. По левую сторону от дворца был сквер, где стоял при нас неработающий фонтан. Вокруг были посажены кусты акации и розы. Там при князе была беседка, где собиралась молодежь, при нас беседки уже не было.

В каретах Оболенские ездили в церковь. От реки Жиздры была построена насыпь, так как весной Жиздра сильно разливалась. В дальнейшем по этой насыпи, где-то в 1960 году, военными была построена дорога и мост через Жиздру. Церковь была построена на высоком месте в селе Березичи. После 1917 года церковь была закрыта. После войны наш колхоз имени Орджоникидзе хранил там зерно, где-то в 1960 году пол рухнул, и зерно провалилось под пол. С тех пор церковь стояла забитой, пока в 1995 году ее не открыли вновь. Плитка, которой покрыт сейчас пол в храме, имеет метки князя Оболенского.

Жители села Березичи почти все были работниками князя, там жили люди, которые работали у него на заводе и подсобном хозяйстве. А в деревне Дешовки мужики в основном занимались извозом, зимой ездили в Москву на заработки. Жители Березич и Дешовок между собой не ладили, постоянно устраивали кулачные бои. Драки закончились только перед войной 1941 года. У жителей Березич прозвище было «Березичская лобуда», а наших называли «Дешовские халдеи». В этих драках участвовал мой отец Торхов Михаил Ильич. На стыке двух деревень и сходились кулачным боем.

Бабушка Катя рассказывала нам, что при князе Оболенском в Дешовках был большой пожар, сгорело много домов, и князь бесплатно выделил всем погорельцам лес на постройку изб. Жители деревни не обижались на князя, когда у кого-то было большое горе, он помогал.

Недалеко от нашей квартиры в детском доме было братское кладбище, там была общая могила и другие могилы. Однажды, когда мы собирали землянику возле ограды, к нам подошла старая женщина и сказала, что в этих могилах похоронены воины, которые защищали стекольный завод и дворец князя, все они погибли и похоронены здесь. До сих пор около кладбища сохранен вал, где стояли танки. Сейчас за оградой братского кладбища хоронят жителей поселка Стекольный завод. До 1965 года там не разрешали хоронить других людей.


Князь Оболенский Алексей Николаевич (третий слева) в сопровождении журналистов и директора Детдома (крайний справа) обходят территорию усадьбы. Фотография 1998 г. , Д. Кузнецова, автора очерка, ссылка на который помещена в конце статьи

 

Где-то в 1990 годах на родину предков вернулся с женой правнук Оболенского. Он помогал вспомогательной школе-интернату. Сам жил во дворце, где ему дали комнату, потом построили домик около дворца и когда он умер, то похоронен он был около своей родовой церкви в селе Березичи.

Валентина Трубакова, г. Тверь

Подготовка к печати: С. Рябов, 1 марта 2019 г.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ! Мы от всей души благодарим Валентину Михайловну Трубакову (Торхову) за предоставленные материалы. Желаем ей новых воспоминаний и находок в процессе своих генеалогических поисков по истории рода Копыловых - Торховых - Простовых и пр. Огромная благодарность Светлане Анатольевне Гуровой (д. Дешовки), которая помогла нам связаться с автором воспоминаний. Желаем здоровья всем и рассчитываем на новые публикации.

 

Что ещё можно прочитать у нас о доме и усадьбе князя А.Д. Оболенского?

Здесь вы узнаете много нового для себя, увидите много фотографий дома и усадьбы князя:


С. РЯБОВ. «ЗАБВЕНЬЮ БРОШЕННЫЙ ДОМ»

http://kozelskcyclopedia.ru/2017-01-24-17-18-42/322-zabvenyu-broschennyj-dom

 

ДМ. КУЗНЕЦОВ. "Я НЕ МЫСЛЮ СЕБЯ БЕЗ РОССИИ".

http://kozelskcyclopedia.ru/2017-01-24-17-18-42/779-ya-ne-myslyu-sebya-bez-rossii

 

С. РЯБОВ «САНАТОРИЙ ОБКОМА ВКП(Б) «БЕРЕЗИЧИ». НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ЛЕЧЕБНОГО КОРПУСА В 1936 ГОДУ»

http://kozelskcyclopedia.ru/2017-01-24-17-18-42/232-sanatoryiberezichi1936

С. РЯБОВ. «УСАДЬБА «БЕРЕЗИЧИ»: ХОЗЯЙСТВО (XVII-НАЧ. XX ВВ.)»

http://kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-13-48-36/127--qq-xvii-xx-

С. РЯБОВ. «СЕЛО НАШЕ БЕРЕЗИЧИ»

http://kozelskcyclopedia.ru/----1928-2010/258-selo-nasche-bereziischi

С. РЯБОВ. ВСЁ ОСТАЁТСЯ ДЕТЯМ. ПАМЯТИ КНЯЗЯ А.Н. ОБОЛЕНСКОГО

http://kozelskcyclopedia.ru/2017-01-24-17-18-42/84-2011-02-26-20-48-16

С. РЯБОВ. К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КОЗЕЛЬСКИХ ДОРОГ И О ДАМБЕ В ПОЙМЕ РЕКИ ЖИЗДРЫ У СЕЛА БЕРЕЗИЧИ В 1909-1912 ГОДАХ

http://kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-13-48-36/486-k-istorii-stroitelstwa-dorog-i-o-dambe-w-berezischi

 

 

 



[1] Воспоминания трубаковой валентины михайловны, в девичестве Торховой, родившейся в деревне Дешовки, Козельского района, в 1947 году, 24 ноября.